Минск, пр. Газеты «Правда» 9

Карта проезда

FACEBOOKVKINSTAGRAMMYOUTUBE

Будьте в курсе последних новостей, акций и скидок!

Статьи |

Раскраски — «прививка от творчества»

Раскраски — «прививка от творчества»


Предлагаем вам познакомиться со статьёй художественного терапевта, педагога-художника с опытом работы более 15 лет Александра Цвелика.

ПЕРВОЕ: присмотритесь к самому принципу раскраски: черные границы, которые «нельзя переходить». Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что «нельзя за флажки»!

Потому-то раскраски столь любимы «педагогами» гос.полит.системы – они исподволь приучают к казарменным порядкам. Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия, сказала: «вот воспитательница в садике жалуется, что ваша девочка не рисует, как все! Даешь ей раскраску, а она переходит ее границы! (Это у них урок рисования такой – «раскрась по шаблону»…).

ВТОРОЕ: сознание штампуется по второму параметру: да, дети учатся различать цвета, и эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне. Дерево надо красить деревянным (коричневым), водичку – синим, травку зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом?

Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, которым с детства забивают восприятие людей: глаза смотрят и не видят, что вода не синяя, а на ней играют цвета, которые в ней отражаются, что трава не тупо зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы, а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и кончая коричневыми, розовыми и желтыми – просто посмотрите вокруг себя!

ТРЕТЬЕ. Присмотритесь к сюжетам раскрасок! Еще как-то можно ужиться с лошадкой, Пятачком (благодаря мультику) и еще парой картинок. Но остальное – пошлый, дурацкий примитив и уродство!

Особый шедевр – кусок машины со злобными глазами на стекле. Психология раскрасок подразумевает, что ребенок – это маленький идиот, дебил, которому надо давать все в оболваненном виде, «прикольненько и кривенько», сюси-пуси и примитив. Его надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!

ЧЕТВЕРТОЕ, и самое страшное! Говорю уже как художественный терапевт. Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, «головоноги» и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно «вчуствоваться» в процессы становления своего тела, и из тела и идут!

Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типичные движения и формы – спирали, «лесенки», ряды кружочков и т.д. –появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Его деятельность бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, повторяющейся формы линии. Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препятствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма.

В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и «настойчивая в этом помощь взрослых» доводили до хронического запора, который чудесным образом проходил, когда мы меняли характер занятий и начинали играть просто с цветными пятнами акварели на мокрой бумаге…

Раскраски ослепляют детей, прививают сознание неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить «по образцу», обычно напечатанному рядом, так нарисовать? Никогда не получится, за типографией не угнаться с фломастером и карандашом!

Вот и пойми, дитя: «Там мастера, а ты красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся!»
Такими людьми проще управлять, не правда ли?

Вопрос: чем заменить раскраски?

Пальчиковые игры, «пестушки», игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками – все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная к палке, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей «рисовать в воздухе»!

Ну, и конечно же, позвольте вашему ребенку просто рисовать. Рисовать то, что ему нравится и как ему нравится!

Важно не заменять игры дрессурой, замаскированной под игру. В то время, как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка.