Минск, пр. Газеты «Правда» 9

Карта проезда

FACEBOOKVKINSTAGRAMMYOUTUBE

Будьте в курсе последних новостей, акций и скидок!

Статьи |

Наталья Талай. Ценность игры для родителей и детей

Наталья Талай. Ценность игры для родителей и детей

Смотреть запись

Многие современные родители понимают, что игра ценна для детей всех возрастов. Игра является необходимым условием полноценного развития детей, а также служит им отдыхом и восполнением энергии. Дидактические игры отличаются от подвижных игр. Игры трехлеток в корне не похожи на игры младших школьников. И в данный момент я хочу сделать акцент на сюжетно-ролевой игре.

Это очень важный вид игровой активности детей. Он задействует и эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка, а также служит источником приобретения социального опыта.

Сюжетно-ролевая игра легкая и непринужденная лишь на первый взгляд. На самом деле это очень сложный вид игровой активности. Только представьте, ребенку необходимо определиться с ролью, договориться со всеми участниками о правилах игры, а также вообразить себя в каком-то придуманном мире и создать игровое пространство. И при всем этом ребенку важно поддерживать творческие конструктивные отношения со всеми участниками игры.

Восемь лет практической деятельности и наблюдение за собственными детьми позволяют мне утверждать, игра «понарошку» практически отходит на второй план у наших детей. И удивительным образом стирается грань между вымышленным и реальным миром. Погружение в виртуальным мир компьютерных игр и просмотр мультфильмов становится серьезной проблемой для многих семей. Чтобы отвлечь детей от планшетов и мультфильмов нужна эмоционально-заряженная предметная деятельность, которой и является сюжетно-ролевая игра.

«Ну да, – согласитесь вы. – Сюжетно-ролевая игра – это здорово!» Но у вас возникнет  резонный вопрос, зачем же нам, родителями, ходить в специально организованное пространство, чтобы поиграть с ребенком в сопровождении другого взрослого?

На это масса причин:

Играя в компании разновозрастных детей, ваш ребенок оттачивает коммуникативные навыки, учится договариваться, сотрудничать.

Развивает свой эмоциональный интеллект: получая различные эмоциональные реакции от участников игры, дети учатся понимать свои чувства и состояния, а также распознавать эмоциональные состояния других людей.

Свободная сюжетно-ролевая игра также формирует важные личностные качества ребенка: умение делать выбор, доводить начатое до конца, умение гибко реагировать на изменение ситуации.

Давайте вспомним, как мы, родители, реагируем на просьбу-призыв «Папа (мама), поиграй со мной!» Спектр родительских реакций колеблется от скуки до раздражения. И очень редко у нас возникает энтузиазм, чтобы поиграть с ребенком.

Эмоционально-включенная деятельность со значимым взрослым удовлетворяет самые глубокие эмоциональные и познавательные потребности ребенка.

К тому же не в каждом доме и в каждой семье есть необходимые условия для развертывания такой специальной детской активности. Зачастую либо не позволяет пространство, либо у ребят нет компаньонов-сверстников, чтобы развернуть сюжетно-ролевую игру. Но чаще всего мешает дефицит времени у родителей.

Роль сопровождающего игры очень важна. Взрослый помогает детям решать возникающие конфликты, заботится о безопасности участников и мягко, ненавязчиво направляет сюжет игры. А также может помочь родителям в более глубоком понимании поведенческих реакций своих детей во время игры. Он служит как бы  мостиком между детьми и родителями, может прокомментировать какие-то игровые ситуации и пояснить поведение ребенка в игре для родителей. Это помогает родителям строить искренний эмоциональный контакт со своими детьми, углублять взаимопонимание в семье.

Вместе с этим родители получают приятный бонус – отсутствие уборки после бурной детской активности и заряд положительных эмоций на несколько дней вперед.

Я приглашаю вас на игровые встречи и с радостью жду новых знакомств. А вам и вашим семьям желаю любви, взаимопонимания и приятного семейного досуга!

Наталья Талай, детский семейный психолог, мама троих детей.